вторник, 23 сентября 2014 г.

Пусть дети творят!!!

Может слишком пафосным получилось название, но просто все чаще приходит ощущуение "дежа вю" при разговорах со знакомыми мамочками. А дело вот в чем...
Началась осень, многие вернулись с отдыха, дети пошли в сады и школы, началась и моя работа в детском центре в качестве преподавателя "ИЗО и творчества". Вот тут-то и пошли разговоры о том: нужно ли заниматься детям творчеством помимо занятий в детском саду и школе? Оказалось, что многие родители просто недооценивают пользу этих занятий, вернее не задумываются о том, а что именно кроме красивой поделки или рисунка получает их ребенок. Я сама об этом не задумывалась, пока не пошла преподавать. До этого я проводила МК по валянию для взрослых, ну или, в крайнем случае, для детей с родителями, поэтому привыкла, что никого не надо учить элементрым (по моему мнению) вещам. Но когда осталась один на один с детьми, открыла для себя много интересного.
Например, многие дети в возрасте 5-7 лет не то что не умеют резать ножницами, они не умеют правильно рвать бумагу, а не просто сминать ее кулаками, или правильно клеить, намазав клеем одну сторону и перевернув на другую. Это меня сильно удивило, потому что я привыкла к тому, что моя дочь умеет это лет с трех. Я просто научила ее резать и клеить, давала ей старый журнал и предлагала сделать апликацию. Ребенок был доволен, а я сидела и просто наблюдала за процессом, иногда помогая ей.
Второе, что меня очень расстраивает до сих пор, это то, что ко мне на занятия не водят мальчиков. И вообще в детских центрах больше девочек, чем мальчиков. Конечно же, не могу не согласиться, что спорт очень важен, ну а как же воображение, знакомство с элементарными материалами и инструмаентами для творчества и, наконец, развитие мелкой моторики. Да-да, именно развитие мелкой моторики. А разве не она развивается, когда режешь, клеишь лепишь.
Хочу немного отойти от темы и рассказать об одном моем наблюдении. В силу некоторых обстоятельств, последние пару лет я близко познакомилась с диагнозом "инсульт". Он есть "правосторонний" и "левосторонний", но при обоих просто необходимо восстанавливать моторику рук, просто в одном случае она восстанавливается хуже, а вдругом лучше. Так вот я заметила, что у женщин моторика восстанавливается намного быстрее, чем у мужчин. А знаете почему? У женщин она гораздо лучше развита в силу обязанностей :-) Да-да, именно так. Мы шье, вяжем, вышиваем, шинкуем, просто режем, раньше перебирали гречку :-), завязать кучу шнурков и лент, заплести косы и множество других дел, требующих задйствовать именно пальцы. А что мужчины? Клавиатуры и пульты (без обид), но это же совершенно не то. Вот и получается, что у женщин моторика лучше, как ни крути.
Сейчас много игрушек и тренажеров для развития моторики, но зачем они, когда можно просто предложить ребенку сделать его собственный творческий журнал из рисунков и аликаций. Немного подтолнуть его, увлечь, дать творить!
Вчера встретила свою знакомую. Ее пятилетний сынишка часто болеет, поэтому не ходит в сад. Она пожаловалась, что логопед назвал ее сына "недоразвитым", потому что он не смог быстро! подобрать аналогичные цветовые карточки. Я успокоила ее, напомнив про то, что у неврологов и психологов совершенно разные мнения на счет развития и спросила, а чем занимается ее ребенок дома. Она от ветила, что мотрит мультики, она и муж, мол, работают, у них куча! материалов для творчества, но мальчик не любит, да и сама она неочень и прочее и прочее и прочее. Когда я сказала, что можно просто водить ребенка на занятия, она сказала, что это НАДО водить. Хотя вокруг множество детских центров.
В заключении хочу привести один мой совет молодым мамам, который я дала в подготовительном задании к тренингу Ирины Лакото "Время Творить 2.0".
"Могу посоветовать всем молодым мамам не гложить себя мыслью о том, что то время, которое вы посвящаете творчеству, вы крадете у своего ребенка. Это совершенно не так. Ведь творя, вы начинаете жить в гармонии с самой собой, приобретаете новые навыки, которые будете потом активно использовать в совместном с ребенком творчестве. Я, например, так и поступаю, а еще оформила детские портфолио сама вместе с детьми, и они ну очень любят их рассматривать, находить какие-то новые мелочи, вспоминать".
Это я к чему. Мой сын, которому пока нет трех, никогда не проявлял интереса к творчеству, а недавно, в силу обстоятельств, я взяла обоих своих детей на работу. каково же было мое изумление, когда МОЙ сын сам сделал поделку. То есть совсем сам. Сам раскрасил бумажную тарелку, сам обвел по трафарету и вырезал туловище, сам все приклеил украсил. И я поняла родителей своих учеников, которых зачастую удивляют их поделки и рисунки, и они спрашивают: "А что именно из этого сделал мой ребенок?" И удивляются еще сильнее, когда я говорю, что все это он сделала сам.
Так давайте поможем детям творить, для того, чтобы они получали удовольствие, незаметно для себя учась, и удивляли нас!

7 комментариев:

  1. Вот в точку. Ну в точку всё!!!! Я веду занятия для детей от 4-х лет и многие потом откровенно не верят, что дети МОГУТ что-то сделать САМИ и это получится. а также родители, которые включили комп, телевизор или телефон - и проблем с ребёнком нету вроде бы.... А дети не знают элементарного - резать, клеить, хотя с фантазией у всех отлично))) В таком случае родителям лень водить детей, жалко денег, они не понимают зачем эта фигня нужна.
    У меня был случай, когда 5-тилетний задекорировал рамку для фото. А его маман пришла, посмотрела и сказала :"Ну вот я так и знала, что всё это выкачка денег!!" А ребёнку было так весело, говорил подарю маме рамочку и она поставит туда мою фотографию((( Короче, после таких случаев я переживаю не по-детски.мнительная. откачивает муж)))
    Много настрочила - животрепещущая тема для меня

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даже добавить к Вашему комментарию нечего, настолько согласна и понимаю!

      Удалить
  2. Танюш! и тут тебе напишу:) мы как то пришли в гости к семье, где нет детей и первое, что они сказали - давайте дадим Полине планшет! и мы с мужем вместе заорали НЕЕЕТ!!! хозяева испугались:) потому постоянно Поля рисует, режет, пока не получается ровно, но хоть представление о ножницах имеет. В саду с ними то же очень хорошо занимаются, делают поделки, потому после сада всетаки веду ее на активные занятия, а то энергии много и девать не куда:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Викуль, очень смеялась над вашим "нет!" :-) Мы с мужем сейчас ни мультиков ни планшета. Просто времени нет: то поделки, то репетиции. Скажи, ну чего проще дать ребенку восковые мелки и бумагу, а? Ну или просто карандаш...

      Удалить
    2. Мультики Поле включаю, но лимитировано, она после них придумывает игры, на основе увиденных персонажей, проигрывает сценки:) карандаши не любит, а фломастеры очень даже хорошо идут. Разукрашивает полностью редко, но что-то дорисовывает, опять же проигрывает какие-то ситуации:), чаще просто рисует в альбоме, за раз почти весь альбом уходит:)

      Удалить
  3. Все правильно, Танюша, ты пишешь. И, наверное, всеродители это знают, но не все делают. Ведь так легко - дал ребенку планшет, а сам занимаешься своими делами.м-да. Грустно. А еще знаешь, что я заметила. Раньше в электричках народ читал, а сейчас таких единицы. Играют. Все играют. Или киношку смотрят. Что же говорить о детях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, сама грешу тем, что не так много с детьми занимаюсь, но они сами несут все альбомы-раскраски-коллажи ко мне в комнату. Лягут на ковер и творят рядом, иногда советуются :-)

      Удалить